Ряд источников (со ссылками на материалы публичных мероприятий с участием ЦРПТ и участников обувного рынка) как раз сообщает о том, что внедрение «обувной» маркировки будет поэтапным (это неофициальная по существу информация — но есть высокая вероятность, что она соответствует реальным планам законодателя).
С 1 июля 2019 по 1 октября 2019
Участники рынка обуви проходят регистрацию в ИС «Честный Знак», подают заявки на специальное оборудование — регистраторы эмиссии кодов, маркируют остатки обуви по упрощенной системе (соответствующие коды будут выданы прямо в личном кабинете).
С 1 октября 2019 по 1 февраля 2020
На этом этапе участники получают необходимое оборудование и завершают маркировку остатков обуви.
С 1 февраля 2020
Маркировке подлежит вся обувь. Производить и продавать обувь без маркировки будет запрещено.
Так, на сайте «Честный Знак» сообщается, что с 1 июля по 1 октября 2019 года участники обувного рынка должны будут (
- зарегистрироваться в ИС «Честный Знак»;
- сформировать заявки на получение доступа к оборудованию для регистрации выпуска марок.
чс
При этом, также говорится о том, что для участников рынка обуви станет доступна маркировка остатков продукции без использования регистратора выпуска марок. В этих целях предполагается использование специальных упрощенных кодов, получаемых через ИС.
В свою очередь, также ожидается, что с 1 октября 2019 года по 1 февраля 2020 года:
- ЦРПТ начнет выдавать регистраторы выпуска марок;
- будет завершена маркировка остатков продукции.
А с 1 февраля 2020 года — выпуск, импорт и продажа немаркированных обувных товаров будут запрещены. Все операции с такими товарами должны будут отражаться в ИС «Честный Знак».
При этом, если на имеющиеся остатки обуви были «наклеены» марки с упрощенными кодами, то их, как планирует ЦРПТ, можно будет продавать в течение 2 лет после ввода в оборот. Чуть позже мы ознакомимся с общим рекомендуемым алгоритмом работы участника системы маркировки, у которого есть остатки не маркированных товаров. Пока что отметим: можно ожидать, что в течение ближайших месяцев ЦРПТ опубликует официальные материалы по срокам введения маркировки обуви. Не исключено, что сведения, отраженные в них, повторят приведенные выше формулировки целиком.
Аналогию — между рынками обуви и табака, уместно проводить также в части технологических характеристик программно-аппаратных средств, необходимых для обеспечения пользования хозяйствующим субъектом системой маркировки, а также в части организационных мероприятий, которые участнику рынка потребуется провести при подготовке к началу пользования данной системой (как и в ходе пользования маркировкой).
При этом, уместно говорить сразу о двух аналогиях.
Во-первых, это аналогия в части принципиальной схожести основных типов инфраструктур для маркировки, которые могут быть в одинаковой степени эффективны сразу в нескольких отраслях производства. То есть, условно говоря, программно-аппаратные средства для выпуска марок (и их последующей обработки — уже на стороне продавцов), применимые участниками рынка продажи табака, с высокой вероятностью будут применимы и на рынке обувных изделий. Как, собственно, и основные принципы мониторинга маркируемых товаров.
Во-вторых, это аналогия в части вероятной преемственности положений двух типов нормативных актов:
- тех, которые регламентировали маркировку в период эксперимента;
- тех, которые регламентируют маркировку после ее официального внедрения.
Если проанализировать положения постановления № 224 по табаку и положения нормативных актов, которые регламентировали маркировку табака в период эксперимента — постановление Правительства РФ от 27 ноября 2017 года № 1433 и методические рекомендации от 25 декабря 2017 года, разработанные Минпромторгом, то выяснится, что положения «официального» нормативного акта во многом схожи с положениями «экспериментальных».
Соответственно, более чем правомерно говорить о том, что положения постановления № 620 и методических рекомендаций от 03.09.2018 года, скорее всего, перетекут при сохранении значительной части формулировок в будущий нормативный акт — который должен будет выполнять функцию, аналогичную той, что выполняет постановление № 224, но только на рынке обуви. Скорее всего, этот нормативный акт — опять же, по аналогии, выйдет в конце июня 2019 года, как раз ко сроку официального внедрения «обувной» маркировки, предусмотренному распоряжением № 792-р.
Законодатель в соответствующем нормативном акте, вероятнее всего, установит переходный период и время для тестирования оборудования (хотя, отметим, о тестах участник рынка, как и сам ЦРПТ, пока однозначно ничего не говорят — возможно, дело обойдется и без тестирования). И воспроизведет — хотя бы в части, действующие «экспериментальные» нормы — с которыми участнику рынка полезно будет ознакомиться, безусловно, уже сейчас.
Следует отметить, что наряду с рассмотренными выше «аналогиями» между двумя сферами розницы — табачной и обувной, при сопоставлении как нормативных, так и технологических критериев, характеризующих оба сегмента, могут быть выявлены и существенные расхождения. О них мы поговорим чуть позже — а пока рассмотрим ключевые положения действующих нормативных актов по «обувным» экспериментам — и попробуем понять, какие действия в целях подготовки к маркировке следует предпринять участнику рынка исходя из вероятного воспроизводства этих положений уже в «официальных» нормативных актах.
Условимся, что наша задача — подготовиться к порядку проведения маркировки обуви для розницы в 2019 году, так как розничное торговое предприятие представит, вероятно, наиболее массовую категорию участников рынка оборота обуви. Условимся также, что мы в этих целях будем участвовать в «обувном» эксперименте — и, соответственно, перед нами встанет задача обеспечить соответствие деятельности положениям регламентов, что регулируют его проведение.